Профессиональная ориентация

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в период профессионального самоопределения

Тематическая  консультация для учащихся  

«Что мы знаем о профессиях?»  

(знакомство с миром профессий)  

Цель: знакомство с понятием «профессия», различными сферами и видами профессиональной деятельности и условиями труда специалистов.

Задачи:  

  •     познакомить с традиционными и малоизвестными профессиями;
  •     охарактеризовать специфику условий трудовой деятельности представителей  
  •     различных профессий;
  •     выявить связь особенностей характера человека и его профессионального выбора;
  •     актуализировать познавательный процесс младших подростков;
  •     развить навыки сопоставления информации разных видов.

Введение в тему

Взрослый  дает определение понятию «профессия», говорит о важности правильного выбора профессии и тщательной подготовке к нему, включающей знакомство с особенностями различных специальностей, определение влияния черт характера на выбор профессии. Возможно обсуждение данных вопросов в форме дискуссии.

Хорошим наглядным материалом послужат иллюстрации к разным видам профессий, сферам деятельности, условиям труда, орудиям труда и т.п.

Задание 1.  Самая зеленая профессия

Ученики подбирают профессии по предложенным характеристикам: самая

• зеленая;

• сладкая;

• смешная;

• детская;

• высокая;

• праздничная;

• дикая;

• книжная;

• лоскутная          

Задание 2.  Единое множество

Каждая группа получает карточку с названием профессии. Задача ребят – подобрать как можно больше направлений (подвидов) данной профессии. Чтобы задание школьникам было понятно, можно привести пример: учитель – музыки, математики, истории и т.д.

Профессии на карточках:

• врач;

• дизайнер;

• менеджер.

Задание 3.  В мире профессий

Школьники должны назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.).

Варианты заданий:

• оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т.д.);

• визажист (имидж, макияж, стиль, пилинг, коррекция, массаж и т.д.);

• журналист (статья, интервью, микрофон, звукозапись, редакция и т.д.);

• астроном  (телескоп, черная дыра, Луна, комета, Млечный Путь и т.д.);

• шофер (тормоз, глушитель, техосмотр, мотор, руль, запаска и т.д.).

Задание 4.  Кадровый вопрос

Школьникам надо представить, что они открывают свой бизнес. Каждая группа получает индивидуальное задание и подбирает для успешного развития бизнеса необходимый персонал, то есть определяет профессии, относящиеся к той или иной сфере деятельности.

Возможные задания:  

рекламная кампания;

салон красоты;

аптека.

Задание 5.  Кто здесь?

Работа по иллюстрациям. Школьникам показываются картинки с изображением людей разных профессий. По их внешнему облику, атрибутам одежды, может быть, обстановки, в которой изображены люди, ребята должны догадаться, о какой профессии идет речь. Группы высказывают свои версии.

Комментарий: лучше специально предлагать изображение людей, которых по их внешнему виду можно отнести одновременно к разным профессиям.

Задание 6.  Черты характера

Группы получают список профессий и их краткие характеристики. Их задача – за определенное время составить перечень черт характера, которыми должен обладать человек, выбравший ту или иную профессию. При обсуждении школьники обосновывают свое мнение.

 

Задание 7.  Вакансии

Задание, противоположное предыдущему. Школьникам предложены характеристики разных людей. Ребятам нужно определить, на какие вакансии будут приняты эти люди.

Чей рабочий стол?  

На картинках изображены разные рабочие столы. Руководствуясь тезисом, что профессия, характер и образ жизни людей, как правило, взаимосвязаны, школьники должны угадать, человеку какой профессии может принадлежать каждый из столов, и  объяснить почему.

 

Подведение итогов

В конце занятия необходимо подвести  итоги. Ребята отвечают на вопросы:

• что нового они узнали сегодня?

• что им показалось особенно интересным и важным?

• что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

 

Резапкина Г.В.  Методика «Профиль»

(модификация «Карты интересов»)  

Инструкция

Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике. Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопросов поставьте «+». Если не нравится – «-». Если сомневаетесь – поставьте «?».  

Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов – могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет  результат, который Вы получите сразу после завершения работы, Не советуйтесь друг с другом и не тратьте  много время  на размышления.  

Вопросы.

    Узнавать об открытиях в области физики и математики.

    Смотреть передачи о жизни растений и животных.

    Выяснять устройство электроприборов.

    Читать научно – популярные технические журналы.

    Смотреть  передачи о жизни людей в различных странах.

    Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

    Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

    Наблюдать за работой медсестры, врача.

    Соблюдать уют и порядок в доме.

    Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

    Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

    Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

    Ремонтировать бытовые электроприборы.

    Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

    Ходить в походы, бывать в новых неизвестных местах.

    Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

    Участвовать в общественной жизни школы, города.

    Объяснять одноклассникам учебный материал.

    Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

     соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

    Проводить опыты по физике.

    Ухаживать за животными, растениями.

    Читать статьи об электронике и радиотехнике.

    Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.

    Коллекционировать камни, минералы.

    Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

    Читать биографии известных политиков, книги по истории.

    Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

    Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

    Участвовать в военных играх, походах.

    Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

    Замечать и объяснять природные явления.

    Собирать и ремонтировать компьютеры.

    Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

    Участвовать в географических, геологических экспедициях.

    Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

    Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

    Ухаживать за маленькими детьми и близкими, если они заболели.

    Искать и находить способы зарабатывания денег.

    Заниматься физической культурой и спортом.

    Участвовать в физико-математических олимпиадах.

    Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

    Разбираться в принципах работы электроприборов.

    Разбираться в принципах работы различных механизмов.

    «Читать» географические и геологические карты.

    Участвовать в спектаклях, концертах.

    Изучать политику и экономику других стран.

    Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

    Вкладывать домашние деньги в домашний бюджет.

    Участвовать в спортивных соревнованиях.

 

Обработка и анализ результатов

После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных   направлений профессиональной деятельности.  

1. – физика и математика;

2. – химия и биология;

3. – радиотехника и электроника;

4. – механика и конструирование;

5. – география и геология;

6. – литература и искусство;

7. – история и политика;

8. – педагогика и медицина;

9.-  предпринимательство и домоводство;

10. – спорт и военное дело.

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл – 5 – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростков.

Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.

Поинтересуйтесь, кто не согласен, кто ими удивлен. Эта работа – только шаг в изучении своих интересов и склонностей.

 

Резапкина Г.В.  «Опросник типа мышления (сокращенный вариант)  

Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное; пятая колонка – креативность).

Обратите внимание ребят на то, что нумерация вопросов идет по горизонтали.

Вопросы:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

 

Обработка результатов.  

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 - низкий, 3-5- средний, 6-8- высокий).

 

    Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.

 

    Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

 

    Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

 

    Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

 

    Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

 

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

- анкета «Мнение»

- опросник «Профиль обучения»

 

Прощицкая Е.Н. Анкета  «Мир профессий»

Цель:  определение уровня собственной информированности о мире профессий  

Инструкция: Ребята, Вам предлагается  ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Определите уровень собственной информированности, ставя знак «+» в соответствующем столбце.

Обработка результатов

Каждому варианту ответа присваиваются баллы:

    «да» - 2 балла;

    «частично» - 1 балл;

    «не знаю» - 0 баллов.

 

Подсчитывается общий балл по всем вопросам тестам и определяется уровень знаний обучающихся о мире профессионального труда и его составляющих:

    Низкий уровень – 0-22 балла;

    Средний уровень – 23-44 балла;

    Высокий уровень – 45-66 баллов.

 

Тематическая консультация для родителей  

  «Перспективные профессии и ориентации учащихся»  

 

Цель: помощь учащимся и их родителям в выборе будущей профессии и профиля обучения.

Задачи:

-  дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся;

-  скорректировать профессиональные предпочтения  учащихся и родителей;

-  показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.  

 

Список ценностей

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

. Наши дети-подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня поговорим об этом.

 

Анализ результатов методики «Мои ценности»  

Реальные жизненные ценности - основа воспитания, без их тщательного изучения невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему толчок к духовному саморазвитию.

Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса.  

Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.

При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей. То есть их выбор связан с рациональными путями самоопределения. Главное же для них - это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.

В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу.  

Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.

Информация для родителей   

В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н., 1993, Митина Л.М., 1998, Пряжников Н.С., 1996, Климов Е.А., 1996, и др.), подчеркивают необходимость подготовки высококвалифицированных работников, способных быстро адаптироваться к новым условиям труда.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

-  динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.

-  смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация» (данный материал составлен на основе современных социологических исследований)

Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это -  не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.

Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим:  

1) финансово-экономическая деятельность;  

2) юридическая, правоведческая;  

3) культура, наука, образование, здравоохранение;  

4) архитектура, дизайн, художественное творчество;  

5) торговля, коммерция;  

6) государственное управление;  

7) инженерно-техническая деятельность;  

8) промышленное производство.

 

Как видно, профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.

Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, в последнее время резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.

Экономист, юрист -  знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.

Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональными выборами учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.

Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ на основании идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широкодоступной в большинстве городов страны.

 

В заключении

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.

Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают ему в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.

Исключительно важно формировать у учащихся: во-первых, гражданские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу жизненного и профессионального самоопределения.

Особое внимание следует обратить на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к переквалификации, а самое главное -  повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

© 2017—2019 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №22"